le_ra: (Default)
[personal profile] le_ra
Рассказ о Монголии сезона '24 близится к концу.
Джипы навьючены, пора сказать Хаирхану "До свидания" и выдвигаться в сторону УБ.
mashiny_kl.JPG

Прощальный визит к соседнему стойбищу.
farm.JPG
Тут к нам уже привыкли - собаки, которые по первости окружали посетителей плотным кольцом и всяко показывали, что относятся серьезно к своим охранно-пастушеским обязанностям, на этот раз остались лежать в тенечке подле юрты ничем своего присутствия не обнаруживая.
farm2.JPG
На этой фотографии их минимум три штуки.
Наши зоологи совместно с монгольскими коллегами составили опросник касательно общения скотоводов с диким зверьем - каких хищников они видели в окрестностях кочевья, были ли случаи, когда барс/волк/манул/горностай задрал козла/барана/яка/верблюда и далее все в таком же духе. Кстати, ненавязчивый способ узнать поголовье копытных, пасущихся в окрестностях. Пока взрослая часть семьи (человек 7-8, стойбище большое) корпела над опросными листами, мы чуток пообщались с детьми, обменялись нехитрыми дарами (мы им пакет пряников, они нам - пакет самодельного ааруула - сухого йогурта, формой и консистенцией напоминавшего подошвы от детской обуви) и поехали дальше.
kinder.JPG
Обратный путь до столицы занял те же два дня, что и туда, правда до гостинницы мы добрались уже затемно, но тут виной вечерние пробки в самом Улан-Баторе (на последние 20 км пути ушло больше двух часов).
А на промежуточный ночлег стали лагерем на берегу реки. Название реки мне узнать так и не удалось, течет она с севера на юг, из западных отрогов Хангая до безсточного озера Бутсаган и имеет длинну порядка 90 км. Может быть ее и не удостоили собственного имени, так что условно назовем ее Бутсаган-гол.
butsagan_river1.JPG
butsagan_river_camp.JPG
Речка живописная и достаточно широкая, но не глубокая. Максимум по колено. И довольно грязная - ни купаться, ни тем более брать воду для кухонных нужд из нее не хотелось. Воспользовались заблаговременно наполненными канистрами.
butsagan_river2.JPG
Такие же точно пластиковые сандалии носили дети на стойбище :(
Источник цивилизационного мусора установить было не сложно. На трассе от Алтая до центра страны это одно из популярных мест ночевки дальнобойщиков. За мостом находится небольшая деревенька с магазинчиком, харчевней и паркингом для фур. А ночевать водилы предпочитают, как и мы, в палатках на берегу. Ну и все прочие проезжие поступают так же.
brücke_fluss_kl.JPG
Мы отъехали от трассы примерно на километр, но совсем избавиться от следов пребывания предыдущих путешественников не смогли.
Зато потом в гости пришли лошадки.
pferde5.JPG
А когда немного стемнело, появилась и иная живность.

Монгольская жаба Strauchbufo raddei.
Эти твари вели себя очень хитро. Три-четыре жабки рассаживались вокруг свежей кучи лошадиных "яблочек" - еще теплой, ароматной и потому привлекательной для мушек, мошек и иных насекомых. Коих и потребляли в свое удовольствие.
kroeten.jpg
Орнитологи тоже были не в обиде. С утра по противоположному берегу речки напротив лагеря прошлась колпица, а над скалой кружили черные аисты в количестве аж четырех штук.


Из особенностей приречной флоры упомяну лютик Halerpestes sarmentosa


Вроде типичный лютик, листики только забавные, ладошками. Впрочем, у лютиков бывает по всякому.

Последнее дорожное впечатление ("санитарная" остановка за полторасто километров от УБ) - такое вот странное сооружение.
Zaun.JPG
Заодно и загадка - что бы это могло быть и зачем оно посреди степи нужно?


Date: 2024-11-29 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
А можно поточнее, где этот Бутсаган расположен? (лучше координаты) Если 90 км длиной, то, полагаю, найду его монгольское название.

Date: 2024-11-29 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] v-strannik.livejournal.com

Предположу, что это загон для скота — чтобы его считать и прочие манипуляции с ним проделывать.


Date: 2024-11-29 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
46°10'35"N 99°15'52"E - это координаты моста на трассе Баянхонгор-Бумбугур. Буду весьма признателен, а то у меня во всей гербарной документации так "речка без имени" и записана.

Date: 2024-11-29 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Завтра посмотрю

Date: 2024-11-29 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Не совсем! :)

Date: 2024-11-29 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] v-strannik.livejournal.com

Но для скота?

Date: 2024-11-29 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] caldeye.livejournal.com
Бойня/примитивный мясокомбинат?

Никак не привыкну, что жаб раздробили на кучу родов. Вообще ощущение, что у зоологов дробители надолго победили объединителей и теперь резвятся. Плодовитые гибриды, которые становятся таким образом межродовыми, вообще никого не смущают.

Date: 2024-11-29 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Да, зоологи... Если что-то ходит как утка, плавает как утка и летает как утка, то это кряква, пеганка или огарь...
Нет, не бойня, хотя, опять же, смотря как посмотреть :)

Date: 2024-11-29 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Будь оно в Исландии, я бы уверенно сказал, что это сортировочный загон, где фермеры из общего стада своих овец разбирают. Но это явно не оно. А вы знаете, что это?

Date: 2024-11-29 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Да, я подошёл и заглянул внутрь. Завтра покажу фотографию изнутри и всё станет ясно. :)

Date: 2024-11-29 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] litophage.livejournal.com
Яндекс считает, что это называется Байдраг-гол

Date: 2024-11-29 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"Монгольская жаба Strauchbufo raddei"

Очень милая и к тому же умная, судя по тому, что ты рассказываешь!

Date: 2024-11-30 02:35 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Найдено. Это река Улдзийт-Гол (Olziyt gol), в автодорожном атласе Монголии 1:1000000 она, как и ожидалось, есть, да и на карте Монголии 1:3000000, русские названия по ней).
Километрах в 20 к югу в нее справа впадает Цаган-Гол (Tsagaan gol), после слияния река меняет название на Байдраг-Гол (Baydrag gol) и километров через 60 впадает в озеро Бон-Цаган-Нур (Boon Tsagaan nuur), Бутсаган его неправильное название.
Общая длина-то речки, если считать и Улдзийт и Байдраг, за 150 км будет, 90 это только сам Улдзийт до устья Цагана (и еще, выше у него есть правый приток с, кажется, даже большей длиной, чем сам Улдзийт).
Edited Date: 2024-11-30 02:42 am (UTC)

Date: 2024-11-30 02:36 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Это уже в 20 км ниже этого моста https://le-ra.livejournal.com/238489.html?thread=1563801#t1563801

Date: 2024-11-30 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] litophage.livejournal.com
То есть, монгольская Википедия - менее надежный источник, чем дорожный атлас?

Date: 2024-11-30 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] lubech.livejournal.com
Для стрижки?

Date: 2024-11-30 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Википедия *всегда* менее надежный источник. Потому что там обычно неизвестно, кто писал.

Date: 2024-11-30 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Но, да, вы правы, у моста это уже Байдраг-Гол. Посмотрел карту Монголии - несмотря на меньший масштаб, там вот этот упомянутый в первом комментарии правый приток выше моста обозначен по названию - и это и есть Байдраг-Гол. А в атласе он в верховьях отчего-то не подписан - только в низовьях, ниже Цаган-Гола, поэтому и создается впечатление ,что река именно там меняет название.

Date: 2024-11-30 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
В общем, у моста будет не Улдзийт-Гол, а уже Байдраг-Гол. Улдзийт-Гол, получается, его левый приток, принимаемый выше моста.

Date: 2024-11-30 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] litophage.livejournal.com
это необоснованное предубеждение. можно подумать, что атлас "известно кто" писал... тем паче, что всякое естественнонаучное обычно либо копируется из печатных энциклопедий/учебников, либо пишется неравнодушными людьми "в теме".
Edited Date: 2024-11-30 10:00 am (UTC)

Date: 2024-11-30 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] litophage.livejournal.com
Ага. А Вики считает, что "правый приток" и есть Байдраг, а Улдзийт, соответственно, левый приток (что логично, поскольку он короче, хотя с реками эта логика работает не всегда)

Date: 2024-11-30 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Увы. Про атлас, по крайней мере, известно как минимум то, что писали картографы. А что могут написать неравнодушные люди в теории, а иногда и на практике, очень показательный пример как-то рассказывал коллега-териолог. Как-то понадобилось ему заглянуть в Википедию по какому-то виду... уже не помню, пусть условно будет по песцу. И вдруг видит он там ошибочную информацию... тоже не помню, но такого уровня неточности, как вес песца 20-30 кг. Фактически хорошо если 10, и то редко. Он исправил. Через некоторое время заглядывает опять... исправили обратно на 30 кг. Он исправил опять, причем добавил ссылок. Через некоторое время смотрит... опять 30 кг! Тут он уже плюнул.

Date: 2024-11-30 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Меня поразило ещё и то, сколько там было этих жабок. В местности, которая, казалось бы, не располагает к существованию амфибий. Как только стемнело, они повылезали откуда-то в таких количествах, что нужно было постоянно смотреть под ноги и подсвечивать фонариком, чтобы никого не раздавить.

Date: 2024-11-30 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
А вот интересно, куда же они икру выметывают?

Profile

le_ra: (Default)
le_ra

March 2026

S M T W T F S
1 23 4 5 67
89101112 1314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 19th, 2026 12:18 am
Powered by Dreamwidth Studios