le_ra: (Default)
[personal profile] le_ra
Ровно год назад началась моя первая монгольская экспедиция. Теперь уже с чистой совестью можно писать - первая, поскольку стало понятно - будет и вторая, а вероятно - и третья, и четвертая. Не в этом сезоне - тут наши деньгодатели проваландались слишком долго, а когда грант наконец выдали, бежать за билетами на самолет было уже поздно. Но вот в будущем году... Впрочем, не будем смешить богов, выбалтывая им все текущие планы. Лучше я восполню пробел и расскажу о последнем пункте прошлогодней поездки - национальном парке Хустай.
По монгольским меркам Хустай - типично туристический объект, научной програмы в этом месте у нас уже не предполагалось, наши монгольские друзья вывезли нас, что называется, на сафари. Правда, не без некоторого инсайдерства, недоступного обычным туристам.
Обычные туристы из Улан-Батора после примерно двухчасовой езды видят вот это:


А дальше они могут двигаться только по дорожкам, в дневное время, на автобусике или, в виде исключения, верхом, в сопровождении гида. Ночевать и тем более кочевать в нацпарке запрещено, к услугам туристов - юртогостинница с сервис-блоком, включающим в себя даже такое достижение цивилизации, как теплый душ и ватерклозет.

Ну а мы поехали дальше, в самое сердце парка, к скромному и внешне не слишком гармонирующему с местностью зданию биостанции.

Внутри первым гостей встречает суровый дядька Черномор Пржевальский.

Что логично: биостанция то - его имени. И вообще, парк Хустай организовали в первую очередь ради сохранения его лошади. В смысле, не лично его лошади, а лошади имени его! Лошади Пржевальского, которую я в дальнейшем ради краткости буду обозначать монгольским именем "тахи".
В двухэтажном здании биостанции имелся кабинет главного научного сотрудника, по праву занятый профессором А (а то как бы мы вообще туда попали; связи, они и в Монголии - связи); кухня, столовая, лаборатория, гербарий и гостевые комнаты. А вот "удобств" в европейском смысле там не было (за душем - добро пожаловать в туристический центр, а остальное - по походному).

Комната для семинаров и прочих научных работ на втором этаже. В бумажных пакетах вдоль стены - "укосы". Это такой популярный способ изучения растительности - скосить биомассу на определенной площади (обычно от квадратного дециметра до квадратного метра - в зависимости от высоты ботвы), а потом долго разбирать сухой материал по листикам. В парке постоянно мониторят состояние популяции копытных и их пищи, укосы - часть этой програмы.
На стенах - фотографии тахов (или тах?) в разных ракурсах - настраивают на предстоящую встречу.

Дворик биостанции с облепиховами кустиками, неким произведением искусства и небольшой метеостанцией (в кадр не попала). В двух юртах постоянно живут паркрейнджеры, вечером мы к ним ходили на рюмку кумыса.

А вот и лошадки. Они появились, как только мы вышли за околицу (на заднем плане слегка проглядывает метеостанция). Людей тахи практически не боятся, подпускают близко. Поскольку дикими этих лошадок следует считать достаточно условно. В природе лошадь Пржевальского официально вымерла около полувека тому назад. Нынешняя популяция в Монголии была восстановлена за счет животных, сохраненных и размноженых в европейских зоопарках. Тахи также скрещивались с домашними лошадьми (хотя у них разное количество хромосом). Вроде бы гибриды оказались менее живучи в условиях дикой природы и генофонд постепенно "очистился", но на всякий случай обычных лошадей в Хустай стараются не пускать.
Лошадки имеют свой особый экстерьер, на домашних совсем не похожи.



Кони выясняют отношения.


Местность в Хустае живописная, но довольно сухая и не слишком плодородная - только вот таким неприхотливым лошадкам и по зубам.

А так тахи заканчивают свои земные дни - на радость падальщикам и прочим мелким хищникам. Естественных врагов у них немного, а вот морозы и бескормица зимой - не редкость.

Специально их в нацпарке никто не подкармливает и трупы, естественно, тоже не убирает. Стервятники - тоже охраняемый вид.

Чёрный гриф (Aegypius monachus).

Я, конечно, ни разу не князь, но на череп коняги потихоньку наступил. Просто на всякий случай. А дальше - по классике - появилась змея. Которую наши зоологи моментально изловили и зафотографировали.

Степной уж Узорчатый полоз(Elaphe dione).

Вечером часть комманды (как с монгольской, так и с австрийской стороны) загорелась идеей кого-нибудь поймать. Так как почти треть группы составляли хировые птерологи, то логично, что ловить они отправились в сумерках. Название парка Хустай происходит от монгольского "хус" - береза. Но как раз березняков я там, в отличие от Шатанги и Нагалхана, не видел. Единственный условный лесок состоял из степных вязов (Ulmus pumila) и прятался в балке, по дну которой тек небольшой ручеек. Туда то мы и отправились ловить хироптер, в смысле - летучих мышек.

С сачками, сетками на длинных шестах и налобными фонариками.
В результате двухчасового тырканья в темноте была поймана одна жаба :(
Нет, она не летала по воздуху, а мирно сидела в ручье. Но жаба. Но зеленая.

Монгольская жаба (Strauchbufo raddei)

Кроме лошадей в парке живут и другие копытные. По дороге с ночного сафари мы слышали и местами даже видели оленей-маралов (которые, если верить генетикам, в более близком родстве с американскими вапити, чем с евразийскими благородными оленями).

Cervus canadensis ssp. sibiricus
А на следующий день в степи наблюдали монгольских газелей (Procapra gutturosa).

Те, правда, улепетнули довольно быстро, но, к вящей радости коллег-зоологов, им удалось найти черепушку.


А вот это уже упомянутый проект по изучению интенсивности выпаса диких животных. Небольшие участки степи обнесены изгородью, так что можно заметить разницу между объеденой и необъеденой делянкой.


Или - не заметить.

Доминирующий вид и слева и справа - ковыль Крылова (Stipa krylovii).
Кстати, Пржевальского бывает не только лошадь, но и эфедра (интересно, что он с ней делал?)

Это не она, а другой, близкий вид - Ephedra monosperma.

На обратном пути мы еще раз заскочили в туристический центр. Там в одной из больших, стационарных юрт был оборудован музей-инфоцентр, где рассказывалось об истории парка и научной работе. И сувенирный ларек там тоже был. Так что я не удержался и купил лошадку. Для детей. Ну и немножко для себя, на память.



Date: 2023-09-05 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

"Поскольку дикими этих лошадок следует считать достаточно условно. "


Есть гипотеза, что они по любому — мустанги, потомки впервые одомашненных лошадей: https://marigranula.livejournal.com/152893.html

Date: 2023-09-05 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Да, очень может быть. Не производят они впечатления совсем уж диких. Но то, что это другой вид лошади — вроде сомнению не подвергается.

Date: 2023-09-05 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com
Да, конечно.

Date: 2023-09-05 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] v-strannik.livejournal.com

А сколько этих лошадей в Моголии сохранилось, интересно?


И еще — а кроме хищных птиц, там есть млекопитающие хищники — волки, скажем?


Date: 2023-09-05 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Исходных, диких — не сохранилось нисколько, последние передохли ещё в шестидесятых. Все нынешние — интродуценты, потомки животных из зоопарков. На сегодняшний день "дикая" популяция потихонечку растет, уже в районе 300 особей.
Волки, да, есть. Где-то на Алтае есть и барсы, но они то вряд-ли на лошадей охотятся.

Date: 2023-09-05 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] lubech.livejournal.com
Большое спасибо за Ваши посты о Монголии! Прекрасные описания и фото! В самОй Монголии я почти не бывал, но много работал близ ее границ (Тува, Горный Алтай, Казахстан, Читинская область). Всегда очень хотел туда попасть, и даже украдкой пересекал границы (неглубоко), где возможно было.
Elaphe dione — по-русски всё же узорчатый полоз. Он хотя и из семейства ужеобразных, но никогда не слышал, чтобы называли его ужом.

Date: 2023-09-05 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] bioplant.livejournal.com
Вы читайте не только пресс-релизы, но и критику, вон внизу написано 8 критических отзывов к рекламируемой вами статье, в т.ч. пятнистая лошадь на картинке указана как фейк.

https://www.science.org/doi/10.1126/science.aao3297?rss=1

Date: 2023-09-05 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] caldeye.livejournal.com
Elaphe dione, с глубокого детства помню, был же всегда узорчатый полоз?
Или тут калька с немецкого?

Чудесная суккулентная жаба, ещё не бревицепс, но на полпути!

А в Австрии восстановлением тарпана не занимались?

Date: 2023-09-05 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] marigranula.livejournal.com

Вас что-то обидело?


Я же написал что это гипотеза. При чем тут реклама?? И было бы хорошо если бы Вы сослались на peer-reviwed статьи, а не на комментарии после статьи.

Date: 2023-09-05 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Полоза исправил, спасибо. Это у меня калька с немецкого сработала, а как он по-русски - не догадался проверить.

Date: 2023-09-05 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Да, калька с немецкого. Уже исправил. "Восстановленный тарпан" - это коник. Условно, конечно, восстановленый - просто вывели нечто похожее внешне и способное существовать на вольном выпасе. Видел их много раз в разных природоохранных проeктах, в Австрии, в Германии и в Венгрии. А вывели их, вроде, поляки.

Date: 2023-09-05 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] lubech.livejournal.com
Раз уж есть степная гадюка, то должен уж быть и степной уж!

Date: 2023-09-05 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] caldeye.livejournal.com
Пару лет назад я про них читал, вроде бы было несколько параллельных проектов, но более-менее похожее что-то получилось только у поляков, и то не с первой попытки.
Вроде бы была даже идея секвенировать тарпанов и этих коней и попробовать максимально подвинуть реконструкт в сторону тарпанских аллелей.
То, что крупные непарнокопытные, не так даже, может, важно какие, включаются в такие проекты, само по себе здорово.

Date: 2023-09-05 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Сам я принимал участие в одном проекте - "Долина Айдера" (oberer Eidertal). Там под круглогодичный выпас отдали порядка 2000 гектар (потенциально-) заливных лугов. Стадо было смешаным - шотландские коровы и коники. Шотландские коровы-галовеи - далеко не ангелы, но коники их гоняли и в хвост и в гриву.

Date: 2023-09-05 10:54 pm (UTC)
From: [identity profile] egovoru.livejournal.com
"А дальше - по классике - появилась змея"

Ты там поосторожнее - а то ведь это мог быть и не полоз! Лошадки очень симпатичные - и живые, и игрушечная :)

Date: 2023-09-06 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] trocepins.livejournal.com

В природе лошадь Пржевальского официально вымерла около полувека тому назад.


На моем веку уже! У меня была марка с изображением этой лошади. А что нам про нее говорили на уроках зоологии я уже и не помню. Зато, помную городок Пржевальск на восточной оконечности озера Иссык-Куль.


Очень интересный рассказ о Монголии, и о ботанике с зоологией!


Я думал, Монголия настолько пустынна, что она вся как национальный парк. Ан нет, надо ехать два часа по степи, чтобы попасть в степь, которая охраняется.

Date: 2023-09-06 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Да, степь вовсе даже не ничья. А два часа езды от Улан-Батора - это вообще практически субурбия (по монгольским меркам:)

Date: 2023-09-06 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] trocepins.livejournal.com

Ничего себе! У меня представление по Казахстану, где можно ехать по шоссе 10 часов, а за окном ничего не меняется))

Date: 2023-09-06 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] le-ra.livejournal.com
Это мне вероятно в будущем году предстоит. Мы намерены ехать на запад , в предгорья Алтая, полтора суток на машине от УБ. Впрочем, в Монголии ландшафт совсем не плоский - холмы, горушки, речные долины.

Date: 2023-09-06 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] trocepins.livejournal.com

Ну Алтай тоже не плоский. Красивые места! Завидую немножко))

Profile

le_ra: (Default)
le_ra

March 2026

S M T W T F S
1 23 4 5 67
89101112 1314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 19th, 2026 12:24 am
Powered by Dreamwidth Studios